Галина Серова — искусствовед, сотрудник отдела научно-просветительской работы Государственной Третьяковской Галереи.
Читаемые курсы:
- Русская религиозная живопись конца XIX — начала XXI веков,
- Медленное изучение русского искусства,
- Образы пророков в Искусстве.
1-я лекция по русскому искусству.
«Русская религиозная живопись конца ХIХ – начала ХХI веков»
Цикл «Русская религиозная живопись конца ХIХ – начала ХХI веков» рассчитан на широкую аудиторию и посвящен церковному искусству предреволюционного времени в России, взаимоотношениям авангарда и церковного искусства, парижской школе иконописи первой волны русской эмиграции двадцатого столетия и современному церковному искусству.
Неорусский стиль росписей Владимирского собора в Киеве Виктора Васнецова и многочисленные росписи Михаила Нестерова, ставшие c конца девятнадцатого века общепризнанным каноном академического церковного искусства, не удовлетворяли многих художников и критиков начала ХХ века.
Открытие реставраторами древнерусской иконописи, выставки и диспуты авангардистов, вновь строящиеся храмы старообрядцев, увлечения народным, архаическим, восточным, в том числе византийским, искусством – все новое требовало нового подхода и к церковной живописи. Александр Бенуа описывает религиозные композиции Натальи Гончаровой как эстетический подход к религиозной теме, заставляющий мечтать о целых соборах, украшенных сияющей живописью, а архитектор Щусев приглашает Гончарову расписывать храм.
После революции 1917 года русская эмиграция продолжает изучение традиций иконописи. Общество «Икона» в Париже объединяет художников, строго копирующих древнерусские образцы и художников, следующих идее «свободно трактованной традиционности». Инока Григория Круга называли Андреем Рублёвым двадцатого века. Экспрессивные росписи Иоанны Рейтлингер и церковное шитье м. Марии (Скобцовой) отражают авангардистские тенденции в церковной практике.
Возрождение церковного искусства в России 1990-х гг. началось с активного копирования образцов самых разных периодов религиозной живописи от первых веков христианства до двадцатого столетия. За последнюю четверть века некоторые художники ушли полностью в иконопись, другие создают оригинальные иконы, росписи и мозаики, не оставляя работу в области станковой живописи. Александр Корноухов, Ирина Затуловская, Ирина Старженецкая и Анатолий Комелин, каждый по своему подходит к теме традиционности, оформляя храмы. Смешение цитат, стилистических отсылок к разновременным памятникам, характерное для постмодернисткого мышления – одна из отличительных черт современного церковного искусства.